Вчера я впервые побывала внутри церкви Саграда Фамилия.

И знаешь что? я испытала культурный шок. Буквально. У меня богатый художественный опыт и насмотренный взгляд, но у меня перехватило дыхание и полились слезы, когда я пересекла порог и оказалась внутри ЭТОГО.
Я стояла и некоторое время вообще не понимала как это возможно, как будто шла из комнаты в комнату, а оказался в космосе.
Я смотрела и не верила глазам — я в лесу, в настоящем каменном лесу, и это секвойи вокруг, там
далеко наверху переплетение ветвей и листвы становится геометрическим узором из неба и света.
"Что это?! что это за формы?!" думала я, как возможно настолько перешагнуть через порог своего времени и контекста,
чтобы создать такие формы.

А ведь во мне ко всему этому приплетается еще и такая история:
Когда мне было лет 14 кажется и исполнялось 15, я ездила в Москву на подготовительные курсы при Строгановке, и как-то раз перед моим др мы с мамой зашли на какой-то модный по тем временам рынок, что бы выбрать мне подарок. Папа сказал чтобы я выбрала себе украшение, мама хотела чтобы я выбрала себе что-то из одежды, или может плеер, ну или что-то такое по их понятиям "подростковое", проходя мимо книжного что-то зацепило мой взгляд, мы вошли и я увидела ЭТО. Большой альбом Гауди. Ну и все, тут я и пропала. Я попросила пожалуйста пожалуйста подарить мне на день рождения именно эту книгу, хотя я понимала, что она еще и очень дорогая по меркам нашей семьи, и что все посчитают мой выбор максимально не функциональным (а я кстати тогда была очень зависима от мнения окружающих) и вообще меня все бросились отговаривать и мне было страшно потратить столько денег на книгу (отношения с деньгами в нашей семье тоже были порядочно прикалеченные). Ну и в итоге все же мне подарили именно ее.
А она еще была на английском и я не могла ее прочитать, потому что с языком у меня все было максимально туго, никаких Гугл-транслейтов тогда не было, даже сносного словаря в доме не было. Короче. Для меня это был символ.
Я же жила в военном городке, меня окружали только кирпичеобразные пятиэтажки, самое роскошное, что я к тому времени видела это наверное Большой театр и какие-нибудь ДК. Но все это веяло древностью и классикой, было очень регулярным, понятным и в целом я думала что так люди и живут. И тут я вижу это. Я буквально не знала что так можно!
Я была в шоке, что есть в этом мире люди, которые позволяют себе такое. И для меня это стало символом свободы и чего-то невероятного, невозможного в этом мире. Ну и еще конечно для меня это был символ того что я художник, что я делаю какой-то свой внутренний выбор туда, к этой свободе и все мирские блага типа плеера или шмоток стоят для меня на нижней ступени по сравнению с этим.

И вот мне 38. (О_О или 39?..не важно)

И я живу почему-то именно в Барселоне!
Как так сложилась жизнь? ведь я вроде никаких осознанных шагов в эту сторону не делала, кроме покупки той книги когда-то давно.
И я уже знаю, что в мире много фантастической архитектуры, которую я люблю, от которой замираю и на самом деле я могла бы оказаться в любом другом городе с какой-то другой охрененной достопримечательностью, но судьба распорядилась свести нас с Саградой снова в одной точке пространства.

И вот осознавая весь этот бэкграунд я вхожу в нее.

И вижу что она совершенна.

Не в смысле безукоризненна, а в каждую мельчайшую и крупнейшую деталь ее вложен смысл. Она абсолютно осмысленна. Ни камушка, ни свода Гауди не разместил механически, "потому что так принято" или просто для красоты.
Интересно еще что я раньше совершенно не могла осмыслить ее, когда смотрела. Я просто глядела на нее как на чудо и в моей голове она выглядела примерно как горный хребет с несколькими пиками, а внутри много-много-много всяких штучек.
Сейчас же (спасибо нашему волшебному экскурсоводу, которого заметно прет от чувства любви и гордости) — на ней проступило множество деталей: фасад рождества с историями зачатия, рождения и дальнейшей жизни Христа, Пальмы, птицы, животные, деревья, формы — и у всего есть свой смысл, ничто не находится там просто для украшения — только глубоко прочувствованные символы и личное отношение Гауди к вере. Лес внутри залитый желто-зеленым светом витражей со стороны рассвета и рождества и оранжево-багряным со стороны заката распятия и смерти. Алтарь, Башня Марии, Башня Христа,,, ох всего не рассказать.

Но я знаю только то, что если бы я даже ничего не знала о Христианской вере и попала бы в этот храм — я бы уверовала. То что он существует, то что его воплотили, то что сквозь жизнь Гауди, сквозь его сознание прошло столько любви и внимания, что он смог задумать такое — для меня это прямое свидетельство наличия в нашем мире Божественного, чудесного, непознаваемого.
Как музыка — для меня прямое свидетельство существование Бога, так и искусство, такое искусство — это уже не про человеческий мир, а про его устремление и пересечение с миром высшим.

Еще поразило ощущение, что Саграда тем и отличается от любого просто красивого здания и тем и становится настоящим Чудом Света, что она как бы становится новым источником жизни, новой непознаваемой бесконечностью. Ну типа как черная дыра, но наоборот.
Что я имею ввиду: в начале у всего есть понятная идея и история, "хочу построить церковь здесь, за столько денег, такого размера, у такого архитектора" говорит заказчик, потом создается проект, идет работа, мы знает из чего построено здание, по каким чертежам, кем. Ну и еще какую-то пачку подробностей.

Но здесь случилось иначе. Начали строить одно, потом за церковь взялся Гауди. Он допроектировал и перепроектировал ее в течении 40 лет, построил до своей смерти буквально фасад, одну башню и крипту и умер, а все остальное в то время построить вообще было невозможно — не существовало еще таких технологий, чтобы воплотить весь его замысел. Потом вообще случилась Гражданская война, все было уничтожено: чертежи, макеты, все. 85 процентов его сорокалетней работы пожрал огонь. По окончании войны пришлось восстанавливать абсолютно все по разным источникам, буквально из пепла, из кусков и люди смогли это сделать. Захотели и смогли. Ее начали строить в 1882 и закончат только в следующем году — больше ста лет и за это время было так много восстановлено, так много создано, так много желовеческих жизней связались с этим зданием, столько было додумано на основе новых технологий, сколько стран поставляли материалы, сколько скульпторов трудились над статуями — теперь не хватит человеческой жизни, чтобы познать ее целиком, все ее смыслы и всю ее историю. И история продолжается. То есть это самая настоящая белая дыра — новое подпространство со своим бесконечным непознаваемым миром внутри. Я так это вижу и чувствую.

Вот и рассказала)

уж без фото. Такое не передать и очень неохота редактировать бод этот странный сайт с мелкими серверами.



@темы: сопли